глаза

yfreaky

Хулия

мемуары гойшы

Рассказ и фотографии из нашего весеннего тибетско-китайского путешествия - часть 2
глаза
yfreaky
Вторая часть рассказа и фотографий из нашего трёхнедельного маршрута «ШЕСТЬ ЗАПОВЕДНИКОВ»

Фотографий минимум, остальное на сайте.

ЛАНМУСЫ

Ланмусы — это поселок а-ля Дикий запад. Только по улицам ходят краснокожие из восточного полушария, прерия холодная и яки вместо бизонов. Помимо тибетцев тут живут мусульмане местной народности, живут мирно и не ссорятся, о чем как бы символизирует картинка — мусульманская мечеть рядом с буддийской ступой.
Мусульманскую народность зовут очень неприлично на наш слух. В путеводителях ее пытаются писать как хуэй, но на самом деле все просто :)
Мы жили в хуйской гостинице. Прекрасное место, но найти ее без знания китайского нельзя, у нее нет вывески и вообще фасад закрыт ставней. Юля знала о ней, поэтому мы проникли внутрь и даже поселились, а потом еще долго пытались поймать хозяина и заплатить ему.
Только одна проблема была — холод. Ночью шел снег, а понятия центрального отопления тут нет. А высота 3300м. Спасались, как обычно, постелью с подогревом.
В качестве культурной программы мы пошли гулять в ближайший монастырь. Вход вообще-то за деньги, но только внизу в поселке. Если подняться на горку, то там можно пройти свободно. Летом по местным невысоким горам устраивают треккинг на лошадях, и в этом состоит местный туристический бизнес.
Вокруг монастыря местные жители делают кору, ритуальный обход. Можно было встать в сторонке и поснимать их, не особо мешая. Особенно мне нравятся местные бабушки, поэтому их будет больше всего.
До трассы от Ланмусы еще четыре километра, нас довезли на такси, а еще хозяйка кафе позвонила водителю междугороднего автобуса и предупредила, чтобы он нас не забыл подобрать! Надо сказать, что места тут настолько глухие, что пока мы ждали автобуса, водители редких машин останавливались поинтересоваться, куда нам надо. Однако автобус приехал вовремя.

Огромное количество яков. В каждой долине есть временные юрты и стада, стада…

ЧЖАНЪЕ: МОНАСТЫРЬ МАТИСЫ

Эпический двухдневный переезд по тибетскому нагорью завершился в Чжанъе. Тут мы хотели посмотреть цветные горы, но Юля сказала, что есть еще одно хорошее место — пещерный монастырь.
И действительно, монастырь Матисы оказался выдающимся.Чтобы везде успеть за день, была арендована машина с водителем: все достопримечательности расположены за городом. Общественный транспорт тоже вроде бы есть, но ходит он редко и на самостоятельные передвижения понадобится больше времени.
Там, за горным хребтом, лежит Внутренняя Монголия. Обратите внимание, как тихо и пусто. Во-первых, сюда вообще немногие добираются. Во-вторых, сезон тут летом. Так что мы ходили в тишине и благолепии.
Территория комплекса большая, три-четыре основные группы построек в окрестных скалах. В песчанике выдолбили переходы и комнаты, пристроили к ним красивые фасады, и все это происходило с 5 по 14 век.
Далее мы поехали в самый большой, многоэтажный пещерный комплекс. Нижняя пещера большая и в ней много статуй Будд, все разные.
В культурную революцию их, конечно, побили и порушили, некоторые так и остались не восстановленными. В верхних помещениях статуи поздние, да и росписи на стенах никто не реставрировал.
Но меня все равно пробрало. Очень сильное место, несмотря на то, что это сейчас музей за деньги, несмотря на разрушения… Храмы хранят остатки былого настроя и величия, и люди тут жили непростые. Я была удивлена, если честно, вот уж не ожидала такого от китайского храма. Ходила и смотрела на будд.
Можно предположить, что храм когда-то был гелугпинским. Желтые шапки на учителях и бодхисаттвах об этом свидетельствуют.

ЧЖАНЪЕ: ГЕОПАРК ДАНЬСЯ

Во второй половине этого же дня мы поехали любоваться цветными горами. В пригороде Чжанъе есть пустой и с виду абсолютно безжизненный парк с серо-коричневыми холмами, на которых не растет ничего, кроме перекати-поля. Но в некоторых местах хрупкие породы, выходящие на поверхность под разными углами, имеют яркие цвета — красные, желтые, бордовые, белые.
Об этом парке не знает ни Юнеско, ни Lonely planet. А я просто когда-то увидела картинки в интернете и, как обычно, решила посмотреть на чудо своими глазами.
По этим горам ходить пешком не дают. И я считаю, что правильно — затопчут красоту. Вместо этого посетителей сажают на автобус, везут по парку и в самых интересных местах выпускают на смотровых площадках. Вход в парк и поездка на автобусе стоит 60 юаней, недорого.
Я сперва опасалась, что нам не дадут вволю полюбоваться горками, если это организованная экскурсия. Бегать в толпе я вообще очень не люблю. Но нет, все очень грамотно продумано: автобус небольшой, люди рассредотачиваются по дорожкам так, что не мешают особо. Смотровые площадки сделаны в самых живописных местах, и есть достаточно времени, чтобы посмотреть и пофотографировать. Никто никуда не бежит.
А дальше можно просто смотреть и удивляться. Я вот удивлялась и по десять раз фотографировала одно и то же. Потому что ну невероятные же они, не бывает таких гор :-))

ХУАШАНЬ

Горы эти изначально привлекли нас не своими роскошными пейзажами, и даже не тем, что они все из себя даосские и священные. Хотя этого уже более чем достаточно.
В этих горах небольшой скальный участок оборудовали железной лесенкой, дощечками и страховкой, чтобы можно было погулять над пропастью в километр высотой и побояться. Типичная via ferrata. Но мы альпийских образцов пока еще не не видели и жаждали опробовать на себе азиатский вариант.
Утром наш поезд приехал из Сианя на станцию Хуашань, мы сдали рюкзаки на хранение в ближайший к вокзалу магазин и поехали к горному массиву. Юля проводила нас до фуникулера, а дальше мы скакали по горам сами.
Издавна тут жили и строили свои храмы даосы. Храмы остались до сих пор, хотя сейчас медитативного уединения даосам ждать не приходится. По вырубленным в скалах лестницам снуют китайские туристы. Красота, правда, никуда не делась.
Китайская живопись, оказывается, чрезвычайно реалистична. Просто реальность тут несколько отличается.

ВЕЛИКАЯ КИТАЙСКАЯ СТЕНА

Мао Цзедун в одном из своих стихотворений как-то сказал: «Кто не дойдёт до Великой стены, тот не герой». Горе-переводчики «героя»(хаохань) перевели как «настоящий китаец», и в таком виде фраза ушла в народ. Получается теперь, что все, побывавшие на стене и не изучавшие логики, могут считать себя тру-китайцами!
А меж тем это единственное место во всем нашем маршруте, где были замечены другие иностранцы, в том числе соотечественники. Для осмотра стены был выбран отрезок Мутянью. Самый известный кусок стены, Бадалин, знатоками крайне не рекомендуется из-за дикого количества народа. На Мутянью люди тоже есть, но в умеренных количествах.
Вокруг стены леса и холмы, а сама она проходит по невысокому хребту, следуя естественному рельефу. А еще все спрашивали: выходы со Стены куда смотрят? Внутрь или наружу? А то разное говорят. На изученном участке выходы смотрят внутрь, а пушки наружу, все как положено.

ПЕКИН

Теоретически мы были в Пекине три дня. Реально мы не посмотрели ни одной помпезной достопримечательности, так чтобы в нее попасть: в Запретном городе не были, до площади Тяньаньмень не добрались, в Храм Неба не успели. Зато мы были на чайном рынке, слушали самодеятельные оркестры, смотрели на танцующих китайцев, любовались древовидными пионами, ели разные виды манго и пекинскую утку. Впечатления остались очень приятные, обмен как минимум равноценный.

Последний день мы провели на Мальяндао, это огромный чайный рынок на юго-западе Пекина. Не совсем рынок в нашем понимании: он состоит из несколько кварталов, где на первых этажах расположены бесконечные чайные магазинчики — чай всех сортов, чайная посуда, аксессуары, чайная мебель… это зрелище впечатляет и оставляет в растерянности. Всего богатства не рассмотреть, даже если ходить тут месяц.
Сперва Юля привела нас к продавцу зеленого чая, где мы пару часов пили 8-9 разных сортов и выбирали наиболее понравившиеся. Особенность покупки чая в Китае заключается в том, что все дают попробовать. Бесплатно. И заваривают при этом правильно, чтобы показать товар лицом.
Начали с зеленых чаев, продолжили светлыми улунами, закончили темными.
Внизу подносы для чайной церемонии, в середине чайные статуэтки, ну а сзади чайники…чайники…чайники… Любой простенький магазин на рынке Мальяндао имеет в ассортименте больше сокровищ, чем самый помпезный чайный магазин в Москве.
Короче: кто еще не пробовал хороший чай — и не пробуйте. На него подсаживаются, привыкают к хорошему, а потом непонятно, что делать. Раз в полгода ездить в Пекин за чаем теперь, что ли? Ведь перед покупкой его надо пробовать, а не как у нас.

На этом про Китай всё. Непременно еще будем.

• 1
По-моему, мы такие зайки на последней фотке :-)

Юля, я тебе два письма вчера прислала по весенней поездке, они дошли? Я не тороплю с ответом, просто интересуюсь: у нас вчера немного инет глючил, и поправку написанную просто сожрал, пришлось по второму раз писать.

Вижу-вижу, получила где-то между ремонтом и уроком румынского.
Письма требуют мыслительного процесса (в отличие от каментов)) отвечу сегодня обязательно.